С 1 марта 2023 года вступают в силу изменения законодательства Российской Федерации в части принятия решения о вводе лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах в эксплуатацию (постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2022 года № 2166).

Типовые нарушения

Типовые нарушения требований технического регламента  Таможенного союза «Безопасность лифтов», выявляемые при проведении проверок организаций, эксплуатирующих  лифты, а также иные нарушения, выявляемые при реализации  полномочий Ростехнадзора,  определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743 и  утвержденными им Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах:

  • неисполнение требований руководства по эксплуатации лифта при использовании лифта по назначению, проведении технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта, следствием чего являются различные технические неисправности;
  • проведение оценки соответствия лифта в течение назначенного срока службы в форме технического освидетельствования реже одного раза в 12 месяцев;
  • эксплуатация лифта, отработавшего установленный срок службы, без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока его использования по назначению, выполнения модернизации или замены с учетом оценки соответствия;
  • невыполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе технического освидетельствования и обследования;
  • недостаточный уровень освещенности посадочной площадки основного посадочного этажа, шахты и приямка лифта;
  • не обеспечен безопасный подход к оборудованию лифта (отсутствует освещение, в том числе перед входами в машинные помещения);
  • неисправно аварийное освещение в кабине лифта;
  • несоответствие квалификации работников, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом лифтов, требованиям профессиональных стандартов;
  • отсутствие двусторонней переговорной связи между кабиной лифта, и местом нахождения квалифицированного персонала;
  • не исполнение при монтаже лифта в полном объеме требований, изложенных в сопроводительной документации завода-изготовителя;
  • отсутствие в кабине лифта и на основном посадочном этаже лифта, площадках подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов информации на стендах, в виде табличек, наклеек и иных носителей, содержащей сведения о средствах и способе связи с квалифицированным персоналом и аварийной службой и правила пользования объектом;
  • монтаж лифта с нарушениями требований сопроводительной документации (неисправна ремонтная связь между машинным помещением и приямком, машинным помещением и кабиной и крышей кабины при верхнем расположении машинного помещения; неисправно устройство, исключающее возможность подъема пустой кабины при противовесе, находящемся на буфере, и приводе, работающем на подъем; при остановке кабины лифта между этажами двери кабины открываются вручную);
  • не проводится ремонт машинных помещений, состояние машинных помещений не отвечает требованиям руководства по эксплуатации завода- изготовителя (нарушается температурный режим, имеются следы протечки кровли и стен машинных помещений);
  • отсутствие сопроводительной документации (руководства по эксплуатации, установочных чертежей, инструкции по монтажу, пуск и т.д.);
  • отсутствие возможности снятия сигнала с системы управления лифта, предназначенной для подключения к устройству, с целью передачи от лифта к устройству диспетчерского контроля информации о срабатывании электрических цепей безопасности;
  • отсутствие назначенного лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта и лица, ответственного за организацию обслуживания и ремонта лифта, а также электромеханика по лифтам;
  • отсутствие должностных и производственных инструкций ответственных лиц и персонала
  • ненадлежащее ведение эксплуатационной технической документации.

 

Анализ материалов расследований аварий показал, что их основными причинами являются нарушения обязательных требований, установленных техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 (далее - технический регламент), и Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743 (далее - Правила), а также сопроводительной документацией на объекты (паспорт, руководство по эксплуатации и т.д.), а именно:

  • неработоспособность автоматического замка двери шахты;
  • неработоспособность автоматического замка дверей кабины и (или)  ненадлежащая работа механизма привода дверей кабины, позволяющая пассажирам самостоятельно раздвигать створки дверей кабины вне зоны этажных остановок лифта;
  • неисправность электрических устройств, контролирующих закрытие и  запирание дверей шахты для предотвращения движения кабины лифта при открытой двери шахты;
  • недостаточный уровень освещенности посадочной площадки основного посадочного этажа, шахты и приямка лифта;
  • ненадлежащая организация обслуживания и ремонта объектов, включая аварийно-техническое обслуживание;
  • не проведение в установленные сроки оценки соответствия объектов в форме технического освидетельствования (невыполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе технического освидетельствования и обследования);
  • неназначение лиц, ответственных за организацию эксплуатации и обслуживания и ремонта объектов;
  • несоответствие квалификации работников требованиям профессиональных стандартов;
  • отсутствие контроля со стороны ответственных специалистов за действиями персонала, участвующего в обслуживании и ремонте объектов;
  • низкая производственная дисциплина в организации, осуществляющей обслуживание и ремонт объектов;
  • неразмещение правил пользования лифтом в установленных местах;
  • неработоспособность двусторонней связи в кабине лифта.

В числе причин смертельного травматизма при авариях на лифтах необходимо отдельно отметить осуществление пассажирами попыток самостоятельной эвакуации из остановившихся между этажами кабин лифтов. Такие попытки зачастую предпринимаются вследствие неосведомленности пассажиров о запрещенных при пользовании лифтом (в том числе в аварийных ситуациях) действиях, неработоспособности двусторонней связи в кабине лифта, отсутствия в кабине правил пользования лифтом и неработающего в кабине лифта освещения.

Наиболее часто в вышеуказанных случаях, падение пассажиров в шахту лифта происходит вследствие эксплуатации лифта в  отсутствие под порогом его кабины вертикального щита на всю ширину дверного проема в нарушение требований пункта 1.8 приложения № 1 к техническому регламенту, пункта 16 приложения № 1 к Правилам.